Новости


Точка зрения


Сергей Донской: раздельный сбор мусора в России станет нормальной практикой Сергей Донской: раздельный сбор мусора в России станет нормальной практикой
Глава Минприроды России Сергей Донской в интервью «Ведомостям» рассказал об изменениях и новшествах в сфере обращения с отходами, о решении «мусорного» вопроса.

Дмитрий Медведев: экологические вопросы нужно решать сейчас, а не ждать благоприятной экономической ситуации Дмитрий Медведев: экологические вопросы нужно решать сейчас, а не ждать благоприятной экономической ситуации
Глава правительства провел очередное совещание о расходах федерального бюджета на 2017-2019 годы в части природопользования и охраны окружающей среды. Следующий год в России, как известно, объявлен Годом экологии. Экологическая тематика включена в число государственных приоритетов и станет отдельным направлением работы президиума совета по стратегическому развитию.

Гутенев: Эффективная переработка отходов затруднительна без внедрения системы раздельного сбора мусора Гутенев: Эффективная переработка отходов затруднительна без внедрения системы раздельного сбора мусора
На Всероссийском селекторном совещании, которое состоялось накануне в Национальном центре управления в кризисных ситуациях МЧС России, со стороны представителей Минстроя РФ было заявлено о внедрении раздельного сбора отходов в восьми субъектах Российской Федерации.

Заседание коллегии Росприроднадзора: Владимир Кашин об отрасли обращения с отходами
Заседание коллегии Росприроднадзора: Владимир Кашин об отрасли обращения с отходами 18.03.2016

Заседание коллегии Росприроднадзора: Владимир Кашин об отрасли обращения с отходами

На сайте КПРФ опубликован доклад заместителя Председателя ЦК КПРФ, председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии В.И. Кашина на заседании коллегии Росприроднадзора 15 марта 2016 года.

Предлагаем ознакомится с фрагментом доклада, посвященным отрасли обращения с отходами:

«В целом, рассматривая вопрос совершенствования экологического законодательства, нельзя не отметить, что в этом направлении у нас есть серьёзные совместные успехи. Законодательное обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей среды было решительно усовершенствовано.

Приняты такие инициативы как федеральные законы № 455-ФЗ, № 415-ФЗ, № 406-ФЗ, № 219-ФЗ, № 458-ФЗ. Все они требуют эффективной реализации, и значительная роль в этом принадлежит Минприроды России и Росприроднадзору. Из приведённого списка особо хочу отметить два закона. Это 219-ФЗ (о нормировании) и 458-ФЗ (об отходах).

Закон «о нормировании» заложил принципиально новое содержание государственного регулирования в области охраны окружающей среды.

Основная цель – создание условий для предотвращения и снижения негативного воздействия на окружающую среду. Один из основных механизмов - переход на НДТ при производстве товаров, выполнении работ и оказании услуг. Кроме того, Закон содержит изменения, напрямую касающиеся компетенции Службы:

изменение принципов распределения поднадзорных объектов между федеральным и региональным надзором. В обеспечение реализации приняты критерии, на основании которых устанавливается перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору. Росприроднадзор сможет сконцентрировать свои усилия на основных загрязнителях природы, не отвлекаясь на незначительные по загрязнению объекты.

Учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду - это ключевая функция, которую должен также обеспечить Росприроднадзор.

С 2019 года расширяются объекты ГЭЭ. Дополняются два новых - проектная документация объектов 1 категории и заявка на получение комплексного экологического разрешения.

Выдача Комплексного экологического разрешения позволит оптимизировать разрешительную процедуру выдачи природоохранных разрешений. И основная роль здесь именно Росприроднадзора.

В отношении 458-ФЗ следует отметить, что он дополняет первый и направлен на конкретную область регулирования - обращение с отходами. Данный законодательный акт положил фундамент новой, более эффективной системы обращения с отходами.

При этом в части компетенции Службы отмечу:

В Законе 458-ФЗ нашло отражение принципиальное решение по вопросу возврата к лицензированию всех видов деятельности по обращению с отходами…Изначально ошибочное суждение о том, что первичные этапы обращения с отходами, такие, как сбор и транспортирование, могут осуществляться без лицензии, явилось причиной снижения эффективности всей системы государственного надзора в рассматриваемой сфере. Это подтверждалось рейдовыми мероприятиями Росприроднадора. В итоге страна получила тысячи несанкционированных свалок, экологический ущерб от которых исчисляется миллионами рублей.

Надеюсь, что сейчас ситуация с выдачей лицензий улучшается, и не придется снова переносить сроки вступления в силу.

Ответственность производителя и экологический сбор. Напомню, ключевая задача – повышение объёмов утилизации отходов. В Законе прописан четкий механизм: либо выполняй норматив утилизации, либо уплачивай экосбор. С 2016 года нормативы утилизации уже «не нулевые», значит с 1 января 2017 года система учёта и контроля должна заработать! Чтобы заложенные в законе механизмы заработали необходимо обеспечить учёт и контроль за выполнением установленных нормативов утилизации отходов, контроль за уплатой экологического сбора, ведение государственной информационной системы учета отходов от использования товаров.

Создание эффективных региональных систем управления отходами. Законом перераспределены роли и ответственность участников системы государственного управления - обширными полномочиями наделены органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Основными инструментами их работы определены: региональная программа обращения с отходами; территориальная схема обращения с отходами. Оба эти документа должны быть согласованы с уполномоченным органом, очевидно, это будет Росприроднадзор.

И здесь уже сейчас возникает проблема. Подзаконного акта по терсхемам до сих пор нет. А это основа региональной политики. Потом уже идут тарифы, коммунальная услуга...Росприроднадзор в рамках согласования терсхем должен проверить легитимность включения объектов по обращению с отходами на территории 85 субъектов РФ! Наличие лицензий, включение объектов по размещению в Государственный реестр объектов и т.д. А региональные системы должны заработать до 1 января 2017 года. В целом ситуация с подзаконными актами не благополучная…

В декабре 2015 года на заседании Высшего экологического совета Комитета (ВЭС) мы отметили катастрофическую ситуацию с принятием подзаконных актов. И, в первую очередь, это касается актов Минстроя России. Регионы не могут начать свою работу без них. В результате в декабре 2015 года перенесли срок на год с правом каждого региона перейти на новые правила в течении 2016 года. Актов до сих пор нет…»

Возврат к списку

Академия коммунального хозяйства Национальная ассоциация производителей и потребителей золошлаковых материалов Институт проблем саморегулирования Swiss Invest Buro Проект 'Экология России' Сообщество 'Сделаем Вместе'